За коррупцию семья в ответе
В целях борьбы с коррупцией Закон обязал государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера самих служащих, их супругов и несовершеннолетних детей. Но есть ряд обстоятельств, которые усложняют исполнение закона.
Одним из важных и наиболее обсуждаемых антикоррупционных механизмов Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" стала установленная обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная обязанность существовала для государственных гражданских и муниципальных служащих и ранее, однако касалась она только сведений об имуществе самих служащих. Новый Закон внес здесь следующие новеллы:
- установлена обязанность представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только самого служащего, но и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- эта обязанность распространена на все виды государственной службы;
- определено, что указанная обязанность возникает не у всех государственных и муниципальных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специальный перечень.
Федеральный закон предусматривает, что непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу работодателю сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представление заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную или муниципальную службу.
В отношении лиц, уже состоящих на государственной или муниципальной службе, в случае нарушения ими обязанности по представлению указанных сведений предусмотрено освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности в соответствии с законодательством РФ.
Однако непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера может быть и невиновным.
Например, супруг (супруга) государственного или муниципального служащего может отказаться представить такие сведения или представить недостоверные сведения. При этом принудить его (ее) к представлению указанных сведений будет невозможно.
Данный вопрос уже возникал на практике и даже становился предметом судебных рассмотрений.
Между тем вполне очевидно, что отказ близких родственников от представления государственному или муниципальному служащему сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является серьезной проблемой.
На практике могут возникать ситуации, когда непредставление государственными или муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера совершается невиновно, в силу не зависящих от них причин.
В случае непредставления по объективным причинам государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, законодательство допускает, что могут существовать объективные причины невыполнения рассматриваемой обязанности.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов, рассматривающая сообщение государственного или муниципального служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в свою очередь должна принять одно из следующих решений :
а) признать, что причина непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;
б) признать, что причина непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует государственному или муниципальному служащему принять меры по представлению указанных сведений;
в) признать, что причина непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного или муниципального органа применить к государственному или муниципальному служащему конкретную меру ответственности.
Какие причины непредставления государственными или муниципальными служащими указанных сведений являются уважительными и объективными понять нельзя. В силу этого решение данного вопроса зависит только от членов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Трудно сказать, во всех ли случаях непредставление служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) вследствие отказа последнего от представления таких сведений будет являться объективным и уважительным.
С одной стороны, государственный или муниципальный служащий, безусловно, может оказаться в ситуации, когда его супруг (супруга) отказывается представить сведения о доходах (например, на почве неприязненных отношений), и принудить его к этому невозможно.
Встречаются также ситуации, когда семья служащего фактически распалась, супруги проживают в разных населенных пунктах и даже субъектах РФ и не поддерживают между собой связь, однако юридически продолжают находиться в браке.
В таком случае государственный или муниципальный служащий не может представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги).
С другой стороны, непредставление сведений с указанием вышеприведенных обстоятельств может использоваться в качестве уловки, используемой по взаимной договоренности супругов и направленной на сокрытие доходов.
Представляется, что комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов должны принимать решения, оценивая всю совокупность имеющихся доказательств.