За коррупцию семья в ответе

В целях борьбы с коррупцией Закон обязал государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера самих служащих, их супругов и несовершеннолетних детей. Но есть ряд обстоятельств, которые усложняют исполнение закона.

Одним из важных и наиболее обсуждаемых антикоррупционных механизмов Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" стала установленная обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная обязанность существовала для государственных гражданских и муниципальных служащих и ранее, однако касалась она только сведений об имуществе самих служащих. Новый Закон внес здесь следующие новеллы:

- установлена обязанность представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только самого служащего, но и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- эта обязанность распространена на все виды государственной службы;

- определено, что указанная обязанность возникает не у всех государственных и муниципальных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специальный перечень.

Федеральный закон предусматривает, что непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу работодателю сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представление заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную или муниципальную службу.

В отношении лиц, уже состоящих на государственной или муниципальной службе, в случае нарушения ими обязанности по представлению указанных сведений предусмотрено освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности  в соответствии с законодательством РФ.

Однако непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера может быть и невиновным.

Например, супруг (супруга) государственного или муниципального служащего может отказаться представить такие сведения или представить недостоверные сведения. При этом принудить его (ее) к представлению указанных сведений будет невозможно. 

Данный вопрос уже возникал на практике и даже становился предметом судебных рассмотрений. 

Между тем вполне очевидно, что отказ близких родственников от представления государственному или муниципальному служащему сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является серьезной проблемой.

На практике могут возникать ситуации, когда непредставление государственными или муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера совершается невиновно, в силу не зависящих от них причин.

В случае непредставления по объективным причинам государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению  государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, законодательство допускает, что могут существовать объективные причины невыполнения рассматриваемой обязанности.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов, рассматривающая сообщение  государственного или муниципального служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в свою очередь должна принять одно из следующих решений :

а) признать, что причина непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;

б) признать, что причина непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует государственному или муниципальному служащему принять меры по представлению указанных сведений;

в) признать, что причина непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного или муниципального органа применить к государственному или муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

Какие причины непредставления государственными или муниципальными  служащими указанных сведений являются уважительными и объективными понять нельзя. В силу этого решение данного вопроса зависит только от членов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Трудно сказать, во всех ли случаях непредставление служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) вследствие отказа последнего от представления таких сведений будет являться объективным и уважительным.

С одной стороны, государственный или муниципальный служащий, безусловно, может оказаться в ситуации, когда его супруг (супруга) отказывается представить сведения о доходах (например, на почве неприязненных отношений), и принудить его к этому невозможно.

 

Встречаются также ситуации, когда семья служащего фактически распалась, супруги проживают в разных населенных пунктах и даже субъектах РФ и не поддерживают между собой связь, однако юридически продолжают находиться в браке.

В таком случае государственный или муниципальный служащий не может представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги).

С другой стороны, непредставление сведений с указанием вышеприведенных обстоятельств может использоваться в качестве уловки, используемой по взаимной договоренности супругов и направленной на сокрытие доходов.

Представляется, что комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов должны принимать решения, оценивая всю совокупность имеющихся доказательств.

Прикрепленный файл: